Процессный подход к управлению предприятием и обеспечению качества продукции и услуг ставит в центр внимания бизнес-процессы и является альтернативой функциональному подходу, в котором управление основано на моделировании совокупности функций, выполняемых структурными подразделениями предприятий. Процессно-ориентированное управление подразумевает выявление взаимосвязи процессов, осуществляемых структурами предприятия, с качеством продукции и обеспечение требуемого класса качества соответствующим построением бизнес-процессов. Концепцию процессного подхода составляют установление характера и меры влияния различных процессов на качество продукции, разделение процессов на составные части и выделение из них тех, которые определяют качество товаров, определение величины соответствующих затрат, связанных с организацией и осуществлением этих процессов. Процессный подход фактически стирает границы между управлением качеством и управлением самим предприятием.
Управление процессом подразумевает прежде всего управление затратами на этот процесс. Согласно процессному подходу учет затрат ведется по каждому процессу (виду деятельности), осуществляемому в рамках предприятия. Все управленческие действия делятся на предупреждающие и корректирующие. Предупреждающие действия предпринимаются с целью предотвращения возможного возникновения несоответствий между требуемым и получаемым результатом, корректирующие действия служат для предотвращения повторения несоответствий.
Внедрение процессного подхода подразумевает выполнение следующих действий:
Положения процессного подхода реализованы в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2001, который предусматривает концентрацию и распределение ресурсов по процессам — определенным направлениям деятельности, предопределяющим экономические результаты предприятия.
Список литературы
1. Гребнев Е.Т., Кандрашина Е.А., Хайнце Х., Бабенков Д.Н. Процессно-ориентированное управление // Менеджмент в России и за рубежом, 2003, №1. http://old.dis.ru/manag/arhiv/2003/1/5.html