Под интеллектуальной системой (ИС) понимают систему, при функционировании которой проявляются черты искусственного интеллекта.
Существуют два подхода к построению интеллектуальных систем:
  1. Интеллектуальная система должна имитировать решение задач человеком. Например, в бионике изучаются явления живой природы и воспроизводятся в технических системах.
  2. Интеллектуальная система должна решать сложные задачи, при этом аналогия с решением этих задач человеком относится только к результатам решения, но не к процедурам решения.
Примерами интеллектуальных систем могут служить
и др.
Основное назначение интеллектуальных информационных систем — поддержка деятельности человека и поиск информации в режиме диалога на языке, близком к естественному.
Экспертные системы предназначены для выполнения полезных действий на основе знаний, полученных от людей (экспертов, специалистов).
Системы поддержки принятия решений решают задачи обработки и представления человеку или варианта (вариантов) решений, или информации, помогающей принятию решений человеком в его деятельности.
С помощью систем OLAP выполняют многомерный анализ данных, имеющихся в базах данных, что способствует также обоснованному принятию управленческих решений.
Транзакционные системы успешно справляются с оперативной обработкой большого числа совмещенных во времени запросов.
Как и большинство других автоматизированных систем, ИС включает математическое, лингвистическое, программное, техническое виды обеспечения.