Управление знаниями (knowledge management) — новая дисциплина, занимающаяся вопросами создания и управления знаниями, представляющими интерес для компаний. Управление знаниями определяют также как совокупность процессов, которые управляют созданием, распространением, обработкой и использованием знаний внутри предприятия. Управление знаниями включает определение ценных для компании знаний, их распространение среди сотрудников компании, использование и генерирование новых знаний.
Среди теоретических предпосылок возникновения knowledge management (КМ) можно выделить следующие.
Известно, что приобретаемый опыт в производстве изделий позволяет сокращать издержки и затраты, что связано с расширением знаний (в сфере экономики ).
В сфере социологии знания генерируются, главным образом, в коллективах. На макроуровне — развиваются идеи постиндустриального, информационного или основанного на знании общества. На микроуровне исследуется поведение человека в группах и сообществах.
В философии и психологии КМ исследует различия между скрытыми и явными знаниями, между "знать как" и "знать что". Психология изучает то, как люди обучаются, забывают, действуют и т.п.
Различают корпоративные знания явные и неявные. Явные знания — это содержание документов организации таких, как письма, статьи, справочники, патенты, чертежи, программное обеспечение и т. п. Неявные (скрытые) знания — это персональные знания, связанные с индивидуальным опытом сотрудников. Часто именно скрытое знание является ключевым при принятии решении и управлении производственными процессами.
В управлении знаниями можно выделить следующие этапы:
1. Накопление, часто происходящее стихийно и бессистемно.
2. Извлечение.
3. Структурирование — выделение основных понятий, выработка способов представления информации.
4. Формализация — перевод знаний в машинный формат.
5. Сопровождение (обслуживание) — удаление, корректировка, добавление, фильтрация данных и знаний для поиска информации, необходимой пользователям.
Список литературы
1. Гаврилова Т. А., Хорошевский В. Ф. Базы знаний интеллектуальных систем // Учебник для вузов. — СПб: Изд-во "Питер", 2000.