Система БиГОР предназначена для создания и сопровождения баз учебных материалов, синтеза новых учебных пособий (ЭУ) в соответствии с технологией разделяемых единиц контента (ТРЕК) и использования созданных пособий обучаемыми.
В состав системы входят следующие подсистемы:
База учебных материалов состоит из пакетов, каждый из которых относится к определенной дисциплине (предметной области). Пакет, в свою очередь, включает тезаурус и набор модулей, в котором имеются подмножества основных (учебных) и тестовых модулей.
Тезаурус имеет иерархическую структуру, например, могут быть выделены уровни дисциплин, разделов дисциплин, их подразделов и элементов. Элемент тезауруса – это запись, включающая термин (возможно, с синонимами) и его краткое определение.
В тезаурусе используются отношения "определяемое понятие — определяющее понятие", например, в элементе тезауруса, приведенном на рис. 1, определяемый термин таблица маршрутизации выражен через термины маршрутизатор, IP-адрес и порт.
Рис. 1.  Элемент тезауруса
Пояснение понятий, их свойств и характеристик содержится в статьях, называемых учебными модулями (или разделяемыми единицами контента). В одном модуле может содержаться описание одного или нескольких тематически связанных понятий. Размеры модулей составляют от одного-двух абзацев до нескольких страниц текста (модуль приблизительно соответствует одному параграфу печатного учебника). В модулях возможно использование рисунков, фотографий, таблиц, листингов, примечаний и т.п.
Каждый модуль состоит из тела и метаданных. Метаданные представляют собой спецификацию, включающую регистрационные и интерфейсные атрибуты. К регистрационным атрибутам относятся: имена авторов модуля, даты написания модуля и внесения изменений, уровень сложности, данные о сертификации модуля и т.п. Интерфейсные атрибуты служат для согласования данного модуля с другими модулями в составе компилируемых версий учебных пособий и включают списки входных и выходных терминов, используемых в модуле. Термины и соответствующие им понятия, определяемые в модуле, называются выходными или просто выходами модуля. Термины и понятия, используемые в модуле для определения выходов, называются входными или входами модуля.
Любое понятие может оказаться в списках выходов нескольких модулей. Такие модули могут различаться методическими особенностями, подробностью и стилем изложения материала, ссылками на те или иные примеры, использованием того или иного подмножества входных терминов и т.д. Подобная неоднозначность обеспечивает возможность индивидуализации создаваемых версий ЭУ.
Назначением тестирования могут быть оценка знаний для аттестации обучаемого или самоконтроль для проверки степени усвоения материала. В БиГОР модули используются только для самоконтроля обучаемых. Каждый из тестовых модулей соответствует одному заданию или упражнению, выполнение которых позволяет обучаемому проверить свои знания или умение их применения для решения практических задач. Тестовые задания могут быть различных типов, например, требующие выбора правильного варианта ответа из приведенного списка, решения задачи с получением фиксированного ответа, синтеза принципиальной или логической схемы, составления граф-схемы алгоритма или фрагмента программы и т.п. Сопоставление ответа с правильным результатом наряду с наличием комментариев и рекомендаций по изучению тех или иных разделов или модулей позволяет обучаемому осуществлять самоконтроль успешности освоения учебной программы и целенаправленное устранение пробелов в полученных знаниях.
В любом из модулей системы БиГОР возможны ссылки на документы, созданные и открываемые в других приложениях. Примерами внешних по отношению к БиГОР документов могут служить HTML-файлы, документы Microsoft Office, анимационные, звуковые и видеофрагменты различных форматов и т.д.
Авторская подсистема используется авторами учебных материалов и служит для разработки новых модулей, внесения дополнений и изменений в БУМ. Основой авторской подсистемы БиГОР является оригинальный редактор с расширенными средствами представления документов с математической нотацией. Это обстоятельство обусловливает удобство применения редактора для научно-технических приложений. Для сохранения документов системы БиГОР используется подмножество языка XML.
Текстовый редактор системы БиГОР наделен рядом специфических функций, облегчающих работу авторов учебных и тестовых модулей. Примерами таких функций могут служить автоматическое выделение в тексте понятий, имеющихся в тезаурусе; включение в текст любых символов, определенных в международном стандарте Unicode (в том числе и тех, которые отсутствуют в шрифтах операционной системы компьютера); внедрение в файлы модулей графических изображений и т.п.
Несмотря на то, что модули могут создаваться различными авторами, не связанными между собой никакими предварительными договоренностями, на основе реализованного XML-подмножества достаточно легко обеспечивается общее единство внешнего стиля оформления и формальной структуры представления всех документов БУМ.
К функциям инструментальной подсистемы относятся также формирование метаданных модулей и получение гипертекста.
При формировании гипертекста важную роль играет наличие тезауруса. Пусть – множество терминов, обозначающих понятия, присутствующие в тезаурусе. Тогда любой термин становится потенциальной гиперссылкой. В БиГОР при редактировании модуля имеется возможность автоматического поиска и выделения всех встретившихся в тексте терминов, поэтому автор модуля должен лишь указать, к какому из трех возможных подмножеств относятся подсвеченные термины — к подмножеству выходных, входных или простых ссылочных терминов. При указании выходного термина система формирует строку таблицы , в которой устанавливается соответствие между указанным термином и адресом редактируемого модуля. При указании входного или ссылочного термина формируются гиперссылки к соответствующему элементу тезауруса и через посредство таблицы – к модулям, в которых определен. Любые изменения в БУМ никак не отражаются на правильности функционирования гиперссылок, поскольку все взаимосвязи модулей и понятий внутри БУМ формируются динамически. Отдельные подсвеченные, как и повторно упоминаемые в модуле термины автор модуля вправе не превращать в гиперссылки.
Термины в тезаурусе, как правило, задаются в именительном падеже единственного числа, в тексте модуля они могут встречаться в других грамматических формах. Для идентификации терминов в других формах в системе предусмотрена специальная программа морфологического анализа.
Компилирующая подсистема служит для формирования новых версий учебных пособий из модулей БУМ. Рабочая область БУМ, используемая при формировании конкретного учебного пособия, обычно ограничивается совокупностью заранее выделенных пакетов, называемой кластером. Конечным результатом работы компилирующей подсистемы является XML-файл оглавления учебного курса, содержащий ссылки на все отобранные учебные и тестовые модули, а также возможные дополнения, сделанные составителем пособия на последующих этапах.
Обучающая подсистема предназначена для доступа обучаемых к библиотеке скомпилированных гипертекстовых учебных пособий, изучения материалов модулей пособия в представленной последовательности с возможностями навигации по заявленной части БУМ с помощью гиперссылок и выполнения упражнений и заданий, содержащихся в тестовых модулях, в том числе с использованием внешних приложений.
Поисковая подсистема предназначена для представления пользователю элементов тезауруса и ссылок на модули БУМ, связанных с заданным запросом. Запросы могут являться слова и/или словосочетаниями или их начальные символы. Поисковая подсистема может быть использована также в режиме "энциклопедии", в котором пользователю доступны списки понятий и модулей в алфавитном порядке и, следовательно, предоставляется возможность выбора сведений о любом понятии или модуле.
Административная подсистема служит для проверки корректности БУМ. Пользователи системы могут быть оповещены, например, об отсутствии некоторого термина тезауруса в выходах модулей, о неправильности заполнения полей метаданных, возможно получение справки о количестве модулей и элементов тезауруса в некотором пакете и т.п.
Система БиГОР может использоваться автономно с установкой ее на клиентской машине или в сетевом варианте с использованием Web-технологий.
Список литературы
1. Норенков И.П. Технологии разделяемых единиц контента для создания и сопровождения информационно-образовательных сред // Информационные технологии, 2003, № 8.
2. Норенков И.П., Зимин А.М. Информационные технологии в образовании – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2004.
3. Норенков И.П., Уваров М.Ю. База и генератор образовательных ресурсов // Информационные технологии, 2005, № 9.