Одной из наиболее мощной систем для создания учебных курсов является Learning Space подразделения Lotus корпорации IBM. Разработанная на основе Lotus Notes, Learning Space унаследовал все преимущества и недостатки этой системы. В частности, большим преимуществом является то, что при эксплуатации курсов не возникает вопросов с аутентификацией и разграничением доступа — все это делается средствами Notes. Великолепно организовано синхронное и асинхронное общение между всеми участниками учебного процесса, при этом процессом общения легко управлять. Следует отметить многоплатформность Learning Space. Существенным недостатком является присущая Notes высокая трудоемкость создания новых специализированных средств, например лабораторных работ.
Learning Space представляет собой надстройку над Lotus Notes, Web-сервером публикации контента Domino и поэтому является "тяжелым" приложением, требующим весьма существенных ресурсов на стороне сервера.
Learning Space представляет собой распределенную среду поддержки процесса обучения, обеспечивающую, в том числе:
• создание интерактивных курсов;
• публикацию этих курсов;
• проведение учебного процесса в синхронном и асинхронном режиме, а также в режиме самообучения.
Важным преимуществом продуктов Learning Space является то, что предлагается масштабируемая и готовая к установке система. Фактически, Lotus предлагает готовую программно-аппаратную платформу для развертывания приложений.
Опыт внедрения подобных систем позволяет сделать некоторые выводы. Основное внимание уделяется предоставлению слушателю интерактивных обучающих материалов, а также организация контакта преподавателя со слушателем. Имеется возможность групповой работы слушателей. Такой подход оправдан при изучении социально-экономических и гуманитарных дисциплин, но не в полной мере подходит для инженерно-технического образования, где важную роль в процессе обучения играют решение задач, выполнение экспериментов, работа с реальным лабораторным оборудованием. Как следствие, подавляющее большинство учебных курсов, развернутых с помощью Learning Space, относится к гуманитарным дисциплинам.
Кроме того, необходимость передачи мультимедийной информации в глобальной компьютерной сети накладывает жесткие требования на сетевое оборудование. Соответствие таким требованиям пока не обеспечивается отечественной телекоммуникационной инфраструктурой. В результате, удобство работы с учебными курсами на практике оказывается недопустимо низкой. Время ожидания загрузки одной страницы может составлять минуты даже при использовании широкополосных линий связи.
Типовыми для систем, реализованных на основе Lotus, являлись следующие подсистемы:
• Система регистрации слушателей, обеспечивающая заполнение регистрационных документов с удаленного рабочего места на компьютере, подключенном к сети. Как правило, после внесения сведений в базу данных, слушатель получает по электронной почте уведомление о регистрации, в котором также сообщается пароль для входа в систему.
• Система управления учебным процессом предназначена для учета слушателей и их успеваемости в процессе дистанционного обучения, хранения информации обо всех участниках образовательного процесса и формирования всех документов, необходимых в процессе обучения. Автоматизируются заполнение и передача документов. Информация в этой подсистеме представляется в виде иерархических структур. Так, например, просматривая список слушателей, можно раскрыв элемент списка просмотреть все документы, связанные с данным слушателем: формуляр, результаты выполнения контрольных работ и так далее.
• Система создания и публикации учебных курсов. Основным назначением такой системы является автоматизация структурированных массивов учебных материалов различных видов (текста, графики, элементов мультимедиа) и их публикации. Обычно курс создается на основе шаблонов, которые преподаватели наполняют учебным материалом. Следует отметить, что создание новых шаблонов, особенно для поддержки практических работ весьма трудоемко.
В системе имеются средства организации графика изучения курсов.
Система контроля знаний предназначена для создания тестовых заданий на основе вопросов различных типов. Как правило, такая система дает возможность формировать тестовые задания, используя следующие типы вопросов:
• вопросы с однозначным ответом (Да — Нет);
• вопросы с выбором ответа из нескольких предлагаемых ответов;
• вопросы с возможностью ответа, излагаемого учащимся в свободной форме для дальнейшей его проверки преподавателем.
Система позволяет формировать задания, состоящие из нескольких случайно выбираемых вопросов по определенной схеме. Вопросы для заданий хранятся в базе данных вопросов. Ответы могут проверяться автоматически или преподавателем. На основании полученных ответов система может генерировать подробный отчет.
Учебные материалы предоставляются, в основном, в виде обычных Web-страниц, объединенных в определенные структуры. Хотя имеются возможности использования различных мультимедийных материалов, в настоящее время они используются мало из-за недостаточной пропускной способности сетей.
Learning Space представляет прекрасные возможности по администрированию учебного процесса и публикации электронных учебников, средств проверки знаний. Создание нестандартных приложений, например, лабораторных работ, шаблоны которых отсутствуют в комплекте поставки, весьма проблематично.