Система Орокс (старое название WEB-Tester) разработана Московским Областным Центром Новых Информационных Технологий (МОЦНИТ) http://www.mocnit.zgrad.su при Московском государственном институте электронной техники (МИЭТ).
Данная система интересна, прежде всего, тем обстоятельством, что разрабатывается и эксплуатируется высшим учебным заведением и, как следствие, учитывает основные особенности реального учебного процесса в нашей стране. Программный комплекс ОРОКС является многофункциональной сетевой оболочкой для создания учебно-методических модулей и организации обучения с удаленным доступом. Она реализована с использованием WWW CGI-технологии. Системы, созданные на основе ОРОКС, позволяют осуществлять:
• обучение и удаленный контроль знаний через интранет и Интернет;
• интерактивную связь преподавателя с обучаемыми;
• тестирование и распределенный по времени контроль обучаемых;
• ведение баз данных по учебным курсам и обучаемым;
• авторизация категории уровня пользователя системы: администратор, автор, обучаемый и т.д.
С помощью ОРОКСа можно создавать электронные учебно-методические пособия; обучающе-контролирующие системы; системы тестирования и контроля.
Основными направлениями использования ОРОКС в МИЭТ являются:
• Учебный процесс;
• Вступительное тестирование абитуриентов;
• Система дистанционного обучения МИЭТ;
• Организация взаимодействия с региональными центрами новых информационных технологий.
Система реализована в виде набора скриптов на языке Perl, имеющих интерфейс с SQL-базой данных. Возможные платформы для работы серверной части системы — практически любой Web-сервер, как Unix, так и Win32. В версии 2.2 разработчики обеспечили интеграцию с популярным Web-сервером Apache. Рекомендуемые требования к пользовательской части системы вполне приемлемы для отечественного потребителя: минимальные требования – персональный компьютер класса Pentium с оперативной памятью от 16Mb, операционной системой Windows 95/98/NT, браузер Internet Explorer 4.0 и выше либо Netscape Navigator 4.xx. Подразумевается подключение к Интернет или локальной сети.
В качестве отличительных особенностей своей системы разработчики называют следующие:
• Простота функциональных возможностей системы для всех категорий пользователей; отсутствие необходимости изучения специальных программ; удобство, единообразие интерфейса.
• Сочетание в одной оболочке возможностей оперативного создания учебно-методических модулей, проведения обучения и управления учебным процессом.
• Большой объем базы данных для хранящихся учебных модулей и результатов контроля обучения на сервере системы.
• Неприхотливость в отношении используемого "железа" и программного обеспечения.
• Централизованность и устойчивость к взлому.
• Дешевизна. Все инструменты, использованные при создании системы ОРОКС, являются свободно распространяемыми (SQL-сервер MySQL, Standard Perl 5, Apache Web Server).
К достоинствам системы, несомненно, можно отнести:
• возможности разработки и использования групповых и индивидуальных учебных планов пользователей;
• наличие взаимозаменяемых типов интерфейса и дизайна системы (предлагаются три варианта, но можно создать новые);
• настраиваемое меню с возможностью добавления новых пунктов;
• встроенная поисковая система;
• наличие защищенного каталога электронных учебных пособий.
С сайта ОРОКСа можно переписать демонстрационные версии этой оболочки, а также устанавливаемую на компьютер пользователя автономную систему разработки тестов.
Учебный модуль в системе ОРОКС формируется из блоков разных типов:
• информационные блоки, не требующие ответа: ознакомительные, поясняющие и т.п.;
• контролирующие блоки с вводом ответа.
Блоки могут объединяться в линейную или древовидную структуры.
Информационные блоки представляют собой гипертексты. Система разработки учебного модуля позволяет в текст любого блока модуля вставлять картинки, файлы, видео и другие активные элементы.
Необходимо отметить, что сами разработчики аккуратно используют возможности мультимедиа в своих учебных курсах, специально оговаривая ограниченные возможности передачи больших объемов информации по телекоммуникационным каналам.
Предусмотрены два типа контролирующих блоков по способу ввода ответа:
• выбор одного или нескольких ответов из предложенных вариантов;
• с произвольным вводом ответа; проверка может осуществляться по логическому шаблону и по ключевым словам.
В учебной системе ОРОКС предусмотрены следующие основные категории пользователей, которые имеют следующие возможности:
1. Обучаемый проходит полный курс обучения или выполняет контрольные мероприятия, просматривает накопленные результаты контроля для себя и своей группы, отправляет сообщения администратору системы, преподавателю-куратору.
2. Преподаватель-куратор формирует рабочую программу дисциплины и индивидуальный график работы обучаемого по данной дисциплине, проверяет контрольные работы (рефераты, доклады и т.д.), просматривает результаты тестирования, осуществляет общий контроль за ходом процесса обучения, отвечает на вопросы, присылаемые обучаемыми.
3. Преподаватель-методист (разработчик учебно-методических модулей) создает и редактирует модули, проверяет их работоспособность, планирует по времени проведение контрольных мероприятий.
4. Учебный администратор осуществляет контроль за успеваемостью и за использованием учебно-методических материалов, выдает рекомендации преподавателю-методисту по совершенствованию системы контроля и обучения.
5. Администратор системы устанавливает программное обеспечение системы, настраивает систему, создает базу данных, устанавливает пароли и ключи для проверки, осуществляет доступ к базе данных и редактирование записей.
Для создания обучающих и контролирующих модулей в системе ОРОКС разработана специальная программа, устанавливаемая автономно на персональном компьютере ОСТ. OCT — это оболочка, которая создает модули на языке JavaScript. Программа является дополнительным инструментом для системы ОРОКС, но может использоваться и отдельно от неё для создания интерактивных модулей, выполняющихся на локальных персональных компьютерах.
Удобный интерфейс программы позволяет строить различные учебные модули в пошаговом режиме, использовать уже готовые компоненты ОРОКСа, а также подготавливать материалы для записи на компакт-диски. Пожалуй, единственным недостатком программы ОСТ является использование в ее интерфейсе жаргона, может быть и распространенного в молодежной среде, но никак не заслуживающего тиражирования в серьезном продукте даже с целью оживления диалогов.