Информационные системы управления в органах государственной власти являются системами поддержки так называемого электронного правительства (eGovernment). Под электронным правительством понимается форма организации государственного управления и деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий высокий уровень эффективности принимаемых решений, оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. Обычно термином "электронное правительство" обозначают и собственно информационные системы, поддерживающие деятельность органов государственной власти.
Спектр функций электронного правительства весьма широк. В него входят разработка стратегии, планов и мониторинг процессов развития страны и регионов; унификация форм и автоматизация оборота документов; информирование населения о деятельности органов власти, в том числе путем трансляции государственных телевизионных и радиопрограмм; создание условий для обсуждения законов, планов и других мероприятий органов государственного управления; предоставление организациям услуг и поддержки по использованию открытой платформы электронного правительства и др.
Важными задачами электронного правительства является обеспечение удобного для населения взаимодействия с органами власти. Взаимодействие включает такие операции и процедуры, как прием налоговых деклараций, регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, постановка на учет и снятие с учета автотранспортных средств, таможенное оформление товаров, установление пенсий, регистрация страхователей-работодателей в сфере обязательного пенсионного и обязательного медицинского страхования, регистрация сообщений о правонарушениях и преступлениях, оформление, выдача, и учет паспортов и т.п. Эти процедуры выполняются на основе предоставления и заполнения пользователями электронных форм документов, информирования пользователей о перечне услуг, использования сетевых сервисов, как правило, сервисов Internet. Чтобы предоставлять населению персонифицированное обслуживание, государственные службы должны обеспечить возможность удаленного доступа к необходимой информации и получения услуг через единый портал.
Инфраструктура автоматизации государственных служб (Electronic Government Framework) – средства, предназначенные для интеграции отдельных информационных систем, выполняющих частные функции, в общую систему электронного правительства. Частными системами могут быть системы административного управления по направлениям деятельности органов власти, системы здравоохранения, системы управления городским хозяйством, образовательными учреждениями и др. Инфраструктурные проблемы должны решаться на базе создания и использования стандартов, технологий и открытых систем, предназначенных для совместного и многократного использования. В настоящее время это стандарты ISO взаимодействия открытых систем, сервис-ориентированные Web-технологии, CALS технологии, языки XML и UML и др.
Процесс внедрения систем управления в органах государственной власти включает следующие этапы:
Отдельное место среди систем управления государственными структурами занимают системы управления муниципальными образованиями, например, системы управления городским хозяйством. Такие системы используют для анализа и прогнозирования, происходящих в регионе социально-экономических процессов, управления градостроительным и экономическим развитием городов, оптимизации транспортной системы, проектирования и поддержки систем инженерного оборудования и экологического мониторинга, проведения инвентаризации недвижимости, финансов и других городских ресурсов, ведения земельного кадастра, контроля за уплатой налогов, предоставления достоверной и оперативной информации руководителям города. Многообразие функций муниципальных систем обусловливает необходимость использования системного подхода к решению возникающих проблем, учета не только текущих потребностей, но и стратегических целей развития.