К числу
CALS-технологий относят технологии
интегрированной логистической поддержки изделий (ИЛП). Под ИЛП понимают подход к комплексному решению логистических задач в процессе создания и эксплуатации изделий и прежде всего обеспечение их эффективной эксплуатации на основе создания необходимых средств обслуживания изделий, в том числе документации и
баз данных, предназначенных для обучения персонала, диагностики изделий, их ремонта и т.п.
Появление концепции интегрированной логистической поддержки (ИЛП) изделий и интегрированных
логистических систем обусловлено стремлением максимально повысить эффективность эксплуатации сложной техники. Под ИЛП понимают комплекс мер и процедур, направленных на снижение общих затрат на всех этапах
жизненного цикла изделий (ЖЦИ), прежде всего на этапе эксплуатации.
В понятие ИЛП обычно включают решение следующих групп задач:
В число этих групп задач входят:
- исследование состояния рынка и прогнозирование перспектив сбыта изделий, планируемых к производству;
- определение инфраструктуры системы обслуживания изделий в период эксплуатации, в том числе планирование процедур МТО, диагностики состояния изделий, ремонта и т.п.;
- учет требований ремонтопригодности при проектировании изделий, разработка средств обслуживания сложной техники параллельно с разработкой самого изделия;
- расчет надежности и длительности безотказной работы изделий,
- расчет затрат на производство и эксплуатацию изделий;
- определение состава и необходимого объема запасных частей,
- обучение обслуживающего персонала;
- поддержка связей между производителем и потребителем путем доступа потребителя к интегрированной базе данных изделия с целью упрощения диагностики состояния и ремонта изделий, а также получения изготовителем данных о неисправностях и отказах с целью принятия мер по повышению надежности изделий;
- классификация и кодификация изделий и материалов, необходимые для упрощения поиска нужных данных в справочниках и БД, исключения дублирования проектов, ускорения составления заявок на поставки комплектующих и т.п.;
- разработка и сопровождение электронной эксплуатационной и ремонтной документации;
- традиционные логистические процедуры, такие как упаковка, складирование, транспортировка изделий.
Уже на стадии проектирования прогнозируются затраты и определяются ресурсы, необходимые для поддержки изделия в нужном состоянии, создается БД ИЛП (рис. 1), предназначенная для информационного обслуживания всех участников жизненного цикла изделия, разрабатывается электронная техническая документация, используемая при закупке, поставке, вводе в действие, при эксплуатации, сервисном обслуживании и ремонте изделия, планируются потребности в средствах технического обслуживания. В системах ИЛП контролируются процессы поставки изделий, формирования и исполнения заявок, в процессе эксплуатации изделия база данных ИЛП является доступной обслуживающему персоналу. Следует отметить, что ИЛП тесно связана с обеспечением управления качеством продукции в соответствии со
стандартами серии ISO 9000.
Рис. 1. Основные процедуры и потоки в системе ИЛП
До недавнего времени процесс ИЛП регламентировался стандартом министерства обороны США MIL-STD-1388. В настоящее время в качестве основного стандарта ИЛП де-факто признан стандарт Великобритании DEF STAN 00-60, ставший фактически международным стандартом.