К графическому интерфейсу пользователя предъявляются высокие требования как с чисто инженерной, так и с художественной стороны разработки, при его разработке ориентируются на возможности человека.
Стандартный графический интерфейс пользователя должен отвечать ряду требований:
поддерживать информационную технологию работы пользователя с программным продуктом - содержать привычные и понятные пользователю пункты меню, соответствующие функциям обработки, расположенные в естественной последовательности использования;
ориентироваться на конечного пользователя, который общается с программой на внешнем уровне взаимодействия;
удовлетворять правилу "шести" - в одну линейку меню включать не более 6 понятий, каждое из которых содержит не более 6 опций;
графические объекты сохраняют свое стандартизованное назначение и по возможности местоположение на экране.
Наиболее часто графический интерфейс реализуется в интерактивном режиме работы пользователя для программных продуктов, функционирующих в среде Windows, и строится в виде системы спускающихся меню с использованием в качестве средства манипуляции мыши и клавиатуры. Работа пользователя осуществляется с экранными формами, содержащими объекты управления, панели инструментов с пиктограммами режимов и команд обработки.
Выделяют ряд принципов проектирования
Простота проекта – это оптимальность его организации и функционирования:
1.Проект не должен содержать функциональных возможностей, которые не нужны для решения прикладной задачи
2.Отсутствует вывод излишней информации на экран терминала
3.Информация по возможности представляется в графическом, а не в цифровом виде, поскольку визуальный образ несет большой объем качественной информации
4.Входные данные вводятся по возможности в графическом виде, путем выбора одного из графических объектов
Целостность проекта
Проект должен представлять собой законченный продукт для решения поставленной задачи, т.е. пользователь не должен в принципе обращаться к другим средствам разработки. Справочная информация также должна быть сосредоточена в одном месте. Логичность предполагает, что выполнение задачи должно быть разбито на очевидные этапы, имеются средства направляемого перехода к последующему действию. У пользователя не должно возникать вопроса «что мне делать дальше?».
В тоже время интерфейс должен быть достаточно гибким и предполагать альтернативные пути решения задачи, если его уровень – обучение и исследования, а не простое ознакомление.
Дружественность интерфейса
Признак дружественности – это быстрое освоение и продуктивное использование интерфейса. Очевидно, не должно быть «тупиковых ситуаций», когда программа зацикливается или зависает. Признак хорошего тона – наличие так называемого отката, т.е. отмены последних действий. Интерфейс должен обеспечивать возможность немедленного получения интерактивной подсказки по любому поводу.
Преемственность предполагает наличие унифицированных подходов к проекту интерфейса, используемых в разных программных продуктах, например интерфейс Windows- приложений, что перекликается с понятием дружественности.
Эстетическая привлекательность с учетом широких возможностей современной вычислительной техники становится немаловажным фактором конкурентоспособности продукта. Примером может служить линейка операционных систем компании Microsoft. Это свойство также перекликается с понятием дружественности.
Динамичность интерфейса
Постольку по своей природе GUI- это средство взаимодействия, существуют динамические аспекты: мгновенность, непрерывность и обратимость.
Мгновенность означает, что реакция графического интерфейса на действие пользователя имеет прямое действие и является быстрой.
Непрерывность означает, что реакция интерфейса на действие пользователя является физически обоснованной и естественной.
Если время вычислений значительно, следует ввести специальную диагностику (отображение % выполнения) процесса.
Обратимость означает, что реакция на действие пользователя обратима, что является показателем дружественности интерфейса
Всякий раз, когда это возможно, надо разрешать пользователю обращаться с данными как с некоторым целостным объектом.
Обратимость действия часто реализуется с помощью меню, Иногда это бывает трудно сделать, но наличие такого действия всегда оценивается пользователем. Хорошо организованная возможность предыдущего действия поощряет экспериментирование и создает чувство комфорта при работе с графическим интерфейсом.