Интерфейс пользователя - элементы и компоненты программы, которые способны оказывать влияние на взаимодействие пользователя с программным обеспечением. В том числе:
- средства отображения информации, отображаемая информация, форматы и коды;
- командные режимы, язык пользователь-интерфейс;
- устройства и технологии ввода данных;
- диалоги, взаимодействие и транзакции между пользователем и компьютером;
- обратная связь с пользователем;
- поддержка принятия решений в конкретной предметной области;
- порядок использования программы и документация на нее.
Графический интерфейс пользователя - графическая среда организации взаимодействия пользователя с вычислительной системой. Графический интерфейс позволяет управлять поведением вычислительной системы через визуальные элементы управления: окна, списки, кнопки, т.е. графические диалоговые элементы, отображаемые на экране видеомонитора.
Графический интерфейс пользователя был придуман Дугласом Энгельбартом и его исследовательской группой в Стенфордском исследовательском институте. Затем этот интерфейс был скопирован исследователями из Xerox PARC. Однажды Стив Джобе, один из основателей компании Apple, посетив PARC, увидел графический интерфейс пользователя на компьютере Xerox. Это натолкнуло его на мысль о создании нового компьютера, которым стал компьютер Lisa фирмы Apple, появившийся в 1983 году. Lisa была слишком дорогой машиной и поэтому она не получила коммерческого успеха, но ее преемник Macintosh, разработанный годом позже, стал крайне популярен. Компьютер Apple Macintosh оказал значительное влияние на систему Windows, первая версия которой была представлена корпорацией Microsoft в 1985 году, а также на другие системы с графическим интерфейсом пользователя.
Графический интерфейс пользователя состоит из четырех основных элементов, из первых букв английских названий которых можно сложить слово WIMP (Windows, Icons, Menus, Pointing device - окна, пиктограммы, меню, указывающее устройство). Окна представляют собой прямоугольные участки экрана, используемые для запуска программ. Пиктограммами называются небольшие символы, на которых можно щелкнуть мышью, чтобы вызвать какое-либо действие. Меню являются списками действий, из которых может быть выбрано одно. Наконец, указывающее устройство - это мышь, шаровой манипулятор или другое устройство, используемое для перемещения курсора по экрану и для выбора элементов.