Модель профессионального самоопределения человека
Субъекты профессиональной ориентации с помощью различных технологий воздействуют на процесс выбора профессии, который носит преимущественно информационно-оценочный характер. Основное содержание процесса выбора профессии индивидом – это сбор, переработка, хранение, систематизация особой информации – о профессиях. Условно его можно представить в следующем виде (см. рис. 1.).
Понятие "предпосылки" употребляется для обозначения совокупности условий, в которых осуществляется то или иное действие, событие. Говоря о предпосылках выбора той или иной профессии, их целесообразно сгруппировать:
Рис. 1.  Модель процесса самоопределения человека
Рассмотренная совокупность предпосылок представляет собой различные грани, формы проявления необходимости, ограничивающие свободу профессионального выбора. Эти предпосылки динамичны и одновременно устойчивы. Их ясное представление и учет являются условием успешной профориентационной работы.
Каналы воздействия на выбор профессии
Немалое значение имеет и выяснение основных каналов воздействия на процесс выбора профессии, которые обеспечивают доведение до индивида информации о мире профессий, об особенностях и ценностях той или иной профессиональной деятельности.
В настоящее время основными каналами являются:
Действенность этих каналов зависит от многих факторов, а социологический инструментарий позволяет выявить некоторые тенденции в данной области.
Всероссийские социологические исследования трудовой ориентации молодежи показывают, что влияние на выбор будущей профессии оказывают различные субъекты воздействия и источники информации . Так, более 35% респондентов указали, что выбор был осуществлен на основе собственных представлений о значимости профессии. Около одной трети опрошенных сделали выбор либо по совету друзей, либо исходя из материальных соображений. Среди значимых мотивов выбора отмечались также семейные традиции, пример друзей, рекомендации родственников. Наименьшее значение (6–8%) имели советы учителей, рекламные объявления и подобные им иные факторы.
Все это наглядно свидетельствует о решающем влиянии на выбор профессии неформальных каналов, связанных с семьей, другими субъектами ближайшего социального окружения. Действенность остальных каналов близка к статистической ошибке. Настораживает отсутствие указаний на работу организаций и учреждений, которые по долгу службы занимаются распространением профессиональной информации, что является лишним подтверждением отсутствия в стране более или менее эффективных формальных каналов регулирования процесса выбора профессии и господства факторов стихийных, неуправляемых.
Эта же тенденция прослеживается и в ответах на вопросы о помощи молодежи в трудоустройстве. Организации и лица, к которым респонденты обращались в поисках работы (в скобках – рейтинг тех структур, которые реально помогли) : родственники – 48% (38%); друзья и знакомые – 45% (33%); работодатель – 25% (15%); реклама – 16% (6%); государственная служба занятости – 11% (7%); коммерческая служба занятости – 8% (5%).
Одной из главных причин подобного положения дел наряду с неудовлетворительным состоянием официальной профориентационной работы является недостаточный учет информационно-оценочного характера процесса выбора профессии.
Ценности профессиональной деятельности. Информацию, которую использует человек для создания собственного образа профессионального мира, условно можно разделить на преднамеренную и спонтанную. Ей соответствуют и два класса информационных моделей: нормативные и статистические. Взаимно дополняя друг друга, они составляют некий источник, из которого личность черпает материал для формирования и развития собственной системы ценностей.
Статистическая модель отличается мозаичной, фрагментарной информацией о той или иной профессиональной деятельности. К сожалению, в настоящее время именно эта модель доминирует.
Нормативная модель формируется целенаправленно, преднамеренно, усилиями ее авторов, их стремлением добиться обязательности следования вполне определенным образцам в практической деятельности, придав конкретной профессии черты привлекательности.
Данную модель невозможно построить без селекции ценностей профессиональной деятельности.
Ценности профессиональной деятельности – это набор качеств определенной профессии, обладающих положительной значимостью для человека, избравшего и постоянно занимающегося данным видом трудовой деятельности.
Можно выделить следующие основания для систематизации ценностей профессиональной деятельности:
Одна из важнейших задач профориентационной деятельности (а в более широком контексте – всей деятельности по управлению персоналом) – обеспечение познания и усвоения потенциальными, а затем и действительными ее субъектами ценностей данной профессии.
Решение этой задачи достигается в сложном процессе, основными этапами которого являются:
Именно ценности профессиональной деятельности служат основой для формирования привлекательности той или иной профессии.
Привлекательность профессии – один из ведущих мотивов выбора профессии, который представляет собой субъективную, сформированную самоопределяющимся индивидом характеристику возможностей данной профессии удовлетворять его многообразные потребности и интересы, способствовать достижению смысложизненных целей. Это как бы "примеривание" человеком профессии на себя, принципиальное и абстрактное согласие на ее выбор, определение общего положительного отношения к характеристике и содержанию данной профессии.
Окончательное решение принимается на основе сопоставления оценок индивидуальной привлекательности, престижа данной профессии в обществе, ее доступности, а также самооценки (выработки модели собственных способностей и возможностей).
Престиж профессии – противоречивое динамичное ценностное социально-психологическое образование, складывающееся в процессе взаимодействия формальной оценки значимости в обществе конкретной профессии, выражающейся в социальном статусе и ее привлекательности для отдельных индивидов или социальных групп.
Ценностные ориентации и их роль в выборе профессии. Все указанные оценки – производные от более сложного социально-психологического образования – ценностных ориентаций личности.
Ценностные ориентации – динамичная система установок, убеждений, предпочтений человека, характеризующая его избирательное отношение к себе самому, к окружающим и к миру в целом, выражающееся в его поведении и деятельности.
Определенные представления о ценностных ориентациях российской молодежи дают данные указанного опроса. Вот каково мнение респондентов о том, чего бы они больше всего хотели добиться в жизни : иметь хорошую семью – 72%; достичь материального благополучия – 69%; иметь интересную профессию – 54%; стать образованным человеком – 45%. Лишь 20% опрошенных желали бы приносить пользу России, и примерно столько же хотели бы стать известной личностью.
Ниже приведены некоторые факторы, указанные участниками опроса как имеющие значение для определения понятия "хорошая работа", которые также дают представления об иерархии ценностей современной учащейся молодежи и одновременно позволяют получить информацию о ценностях профессиональной деятельности, привлекательной в молодежной среде : хорошо оплачиваемая работа – 93%; интересная работа – 92%; работа в хорошем коллективе – 89%; отсутствие опасности потерять работу – 86% и т.д.
Окончательное решение о выборе профессии принимается при сопоставлении общей иерархии смысложизненных ценностей с возможностями их достижения посредством данной профессии, более или менее полного совпадения с профессиональными ценностями. В таком случае у самоопределяющегося индивида формируются определенные профессиональные предпочтения.
Профессиональные предпочтения
Профессиональные предпочтения – это характеристика интенсивности влияния ценностей профессии на формирование ее привлекательного образа у какой-либо части населения.
Результаты исследований позволяют с определенной степенью точности выявить основные группы профессиональных предпочтений современной российской молодежи:
Отвечая на вопрос о том, что необходимо иметь для того, чтобы найти "хорошую работу", респонденты указали на следующее: хорошее образование и высокую квалификацию; престижность профессии; знакомства и связи; собственную работоспособность; финансовые возможности и пр.
Особо необходимо подчеркнуть значимость для молодых россиян такой ценности, как образование, о чем свидетельствуют их ответы на вопрос о намерениях по окончании учебного года : продолжить обучение на дневном отделении учебного заведения – 76%, из них в вузах – 73%.
Относительно будущей профессии ответили, что предпочли бы работать в государственном секторе, – 35%; остальные связывают будущее с негосударственным сектором, в том числе 34% респондентов хотели бы организовать собственное дело.
Следовательно, профессии, связанные с государственным сектором, не входят в число наиболее привлекательных для двух третей российской молодежи.
О том, как указанные и некоторые иные ценности изменяются и преломляются в процессе выбора профессионального пути и освоения тех или иных профессий, говорят результаты исследований, приведенные в специальном государственном докладе, подготовленном Государственным комитетом по молодежной политике .
На вопрос о том, что явилось решающим при выборе места работы, ответы распределились следующим образом:
Таблица 1    
 16–18 лет21–22 года25–29 лет
Интересная работа615354
Большая зарплата606564
Престижная организация24139
Комфортные условия труда131110
Свободный режим работы101420
Простая и легкая работа343

Очевидно, что наибольшей значимостью обладают факторы, характеризующие профессиональную деятельность как "интересную", "хорошую" (читай – привлекательную) и обеспечивающую достойный уровень материального вознаграждения.
Профессиональные ценности государственной службы
Для того чтобы быть востребованной на рынке труда, профессия должна обладать соответствующими ценностными характеристиками. Обладает ли притягательной силой государственная или муниципальная служба? Наделены ли они конкурентоспособными качествами, которые можно использовать в профориентационной деятельности?
Определенная информация выявляется в процессе мониторинга проблем государственной службы, осуществляемого учеными кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС при Президенте Российской Федерации. Так, по итогам проведенного в мае 2001 г. социологического исследования оказалось возможным ранжировать мотивы выбора профессии государственными служащими. На вопрос о том, чем они руководствуются при поступлении на государственную службу, получены следующие ответы: гарантией постоянной работы, стабильного положения – 42%; стремлением полнее реализовать свои профессиональные качества – 36%; желанием принести пользу обществу и государству – 31%; стремлением обеспечить перспективы служебного роста – 17%; стремлением повысить материальное благополучие – 12%; желанием иметь широкие связи с полезными людьми – 9% и т.д.
Анализ результатов опроса указывает на явное преобладание мотивов личностно-ориентированных над мотивами общественно-ориентированными. Об этом же свидетельствуют и ответы, связанные с выяснением факторов неудовлетворенности службой. Около половины всех опрошенных отметили неудовлетворенность заработной платой, уровнем решения их социальных проблем, особенно жилищных.
Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время государственная служба (как и муниципальная служба, которая в обыденном сознании не всегда дифференцируется от государственной) не относится к самым престижным в обществе, однако обладает рядом достоинств, профессиональных ценностей, которые делают ее привлекательной в различных слоях населения. Это служит достаточно оптимистичным основанием для целенаправленного формирования контингента потенциальных соискателей профессий в сфере государственного и муниципального управления на рынке труда и обеспечения цивилизованного профессионального отбора достойных кандидатов.
Однако для сознательного выбора профессии еще недостаточно представить ее привлекательной. Немаловажную роль играет ее доступность для конкретного человека, а также целенаправленная помощь в правильной оценке его собственных профессиональных возможностей и способностей. Эта задача также может решаться средствами и способами профессиональной ориентации.
В настоящее время и на обозримую перспективу остаются привлекательными во многих слоях населения такие черты профессии государственного и муниципального служащего, как: прямая связь с осуществлением властных полномочий; определенная ее стабильность; профессиональная подготовка и переподготовка за счет средств официального бюджета; наличие системы социальной защиты в виде гарантий, компенсаций и льгот; дифференцированность службы по специальностям и специализациям, что создает более благоприятные условия для самореализации личности; явно выраженные карьерные возможности; служебная форма одежды; возможность легального владения оружием; приобретение необходимых связей и иные присущие ей свойства и качества.