Планирование процессов технического обслуживания и ремонта (ТОиР) в системах интегрированной логистической поддержки предполагает:
- разработку концепции ТОиР;
- анализ и конкретизацию требований к изделию в части его обслуживания и ремонта;
- разработку и оперативную корректировку плана ТОиР.
Концепция ТОиР предопределяет стратегию этих работ и их системную организацию.
Система ТОиР — совокупность взаимосвязанных технических средств, специальной технической документации и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, относящихся к компетенции этой системы.
Принято различать следующие виды ТО изделий:
- ТО при использовании;
- ТО при хранении;
- ТО при перемещении;
- ТО при ожидании использования по назначению.
Помимо перечисленных выше понятий, в стандарте DEF STAN 00-60 введено понятие уровня ТОиР, которое применительно к отечественным оборонным условиям может быть интерпретировано следующим образом:
- нулевой уровень: ТОиР, выполняемые силами персонала, непосредственно эксплуатирующего изделие (экипажа);
- первый уровень: ТОиР, выполняемые силами персонала подразделения (части), в составе которого эксплуатируется изделие (в армейских условиях — батальонные, полковые ремонтные службы);
- второй уровень: ТОиР, выполняемые силами персонала соединения, в составе которого эксплуатируется изделие (корпусные, дивизионные, армейские ремонтные службы);
- третий уровень: ТОиР, выполняемые силами персонала специализированных предприятий фронтового (окружного) подчинения;
- четвертый уровень: ТОиР, выполняемые силами персонала предприятия-изготовителя.
Каждому уровню соответствует свой набор задач, требования к численности и квалификации обслуживающего и ремонтного персонала, к количеству и номенклатуре запасных частей и заменяемых агрегатов, к составу специального оборудования и т.д.
Конкретизация изложенных выше положений и представлений служит основой содержания концепции ТОиР, разрабатываемой, как правило, поставщиком изделия и согласуемой с его заказчиком.
Требования к изделию в отношении ТОиР определяются на основе данных АЛП , содержащихся в БД АЛП , и уточняются по результатам реальной эксплуатации в различных условиях.
На основе концепции и результатов анализа требований разрабатывают и реализуют следующие мероприятия:
- создание единой системы управления ТОиР, предусматривающей методы и "механизмы" улучшения показателей надежности, безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости, что в итоге должно минимизировать эксплуатационные затраты;
- организацию распределенной системы сбора и обработки службами заказчиков (эксплуатантов) статистической информации о значениях вышеуказанных показателей, а также данных о номенклатуре и количестве используемых запасных частей для изделия и его компонентов; эти данные извлекаются из специальных документов — формуляров изделия, его агрегатов и систем, в которых фиксируются результаты проведения операций ТОиР, факты замены компонентов, календарные сроки выполнения операций (начало, конец), сведения о работниках, выполнявших операцию и т.д.;
- выполнение службами заказчиков и поставщика централизованного анализа накопленных эксплуатационных и логистических данных;
- проведение согласованной динамической корректировки планов ТОиР;
- подготовку и переподготовку персонала по обеспечению перечисленных выше мероприятий.
План ТОиР разрабатывается в нескольких альтернативных вариантах с учетом распределения работ по упомянутым выше уровням, назначения обслуживающего и ремонтного персонала, обладающего необходимой квалификацией, наличия необходимых запчастей и расходных материалов и т.д. Планируются календарные даты, трудоемкость работ и их стоимость. Заказчик выбирает наиболее подходящий ему вариант. При расчетах, связанных с планированием ТОиР, используются следующие основные показатели:
- средняя продолжительность технического обслуживания (ремонта);
- средняя трудоемкость технического обслуживания (ремонта);
- средняя стоимость технического обслуживания (ремонта);
- средняя суммарная продолжительность технических обслуживаний (ремонтов);
- средняя суммарная трудоемкость технических обслуживаний (ремонтов);
- средняя суммарная стоимость технических обслуживаний (ремонтов);
- коэффициент готовности;
- коэффициент технического использования.