Тело массой , находящееся в начальный момент времени в состоянии покоя в точке с координатой , может перемещаться вдоль оси под действием силы тяги двигателя, которым оно снабжено (см. рис. 1).
Максимальная по величине сила тяги , которую может развить двигатель, равна .
При движении тела на него действует сила сопротивления среды , пропорциональная скорости движения тела , т.е. , где – заданный коэффициент пропорциональности.
Расход горючего при работе двигателя пропорционален квадрату развиваемой им силы тяги, т.е. равен , где — заданная константа.
Необходимо управлять работой двигателя на промежутке времени таким образом, чтобы при минимальном расходе горючего закон движения тела (т.е. зависимость ) как можно меньше отличался от требуемого закона движения .
Рис. 1.  
Формализуйте поставленную задачу в виде задачи оптимального управления динамической системой.
 Ответ 
Введем обозначения
Таким образом, размерность вектора фазовых переменных системы равна и его можно записать в виде .
По второму закону Ньютона имеем
где – ускорение тела.
Итак, движение тела на интервале времени описывает система обыкновенных дифференциальных уравнений
Так как величина силы тяги в любой момент времени не может превосходить , имеем ограничение . Т.е. множество допустимых управлений имеет вид
Ограничения на вектор фазовых переменных отсутствуют.
Требование постановки задачи о минимальном отличии от можно формализовать различными способами. Обычно используют метрику функционального пространства (гильбертово пространство)
Понятно, что минимуму этого функционала соответствует оптимальный случай.
Кроме того, из постановки задачи следует, что необходимо стремиться к минимуму расхода горючего. Для формализации этого требования введем еще один функционал
Таким образом, в качестве критерия качества управления можно использовать функционал (двухкритериальная задача!)
где – весовой коэффициент, учитывающий относительную важность поставленных целей приближения к и экономию горючего